В областном парламенте прошло заседание Совета руководителей представительных органов муниципальных образований при председателе Законодательного Собрания Тверской области. В его работе приняли участие представители Правительства Тверской области, руководители ряда региональных министерств, руководство областного парламента и представительных органов муниципальных образований региона.
«В Законодательном Собрании сложилась, считаю, совершенно правильная традиция — выносить на наши заседания и подробно обсуждать в формате дискуссии наиболее актуальные и важные для местного самоуправления вопросы.
Сегодняшняя повестка полностью соответствует этому критерию», — сказал, открывая заседание, председатель Законодательного Собрания Тверской области Сергей Голубев.
Участники заседания обсудили ход преобразований муниципальных образований в Тверской области, а также вопросы демографии, инициативного бюджетирования и предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Одним из основных стал вопрос о ходе преобразований муниципальных образований в Тверской области, с докладом по которому выступил заместитель председателя Законодательного Собрания Тверской области, председатель постоянного комитета по госустройству и местному самоуправлению Александр Клиновский.
Он подвел предварительные итоги процесса преобразования муниципалитетов Тверской области.
Прошло ровно 8 лет с тех пор, как в декабре 2015 года областным законом Удомельский район первым из муниципалитетов был преобразован в городской округ. С избранием в октябре текущего года представительных органов Калининского и Бологовского муниципальных округов и их глав можно констатировать, что первый этап процесса преобразования муниципальных образований в муниципальные округа в регионе закончен.
Впереди – преобразование городских округов, не соответствующих критериям их отнесения к таковым, в муниципальные округа.
Напомним, что в настоящее время в Тверской области насчитывается 9 городских округов, 30 муниципальных округов, 1 муниципальный район (Торжокский), 14 сельских поселений (Торжокский район) – всего 54 муниципальных образования.
Для сравнения: в 2011 году в регионе было зарегистрировано 405 муниципальных образований, включая 36 муниципальных районов, 7 городских округов, 44 городских поселения и 318 сельских поселений.
«Тверской регион одним из первых в Российской Федерации осуществил процесс преобразования района в муниципальный округ. Главный наш принцип при преобразовании муниципальных образований: полагаться на мнение самих территорий.
Все преобразования начинаются исключительно по инициативе муниципалитетов, — отметил в своем выступлении Александр Клиновский. — Сегодня можно констатировать, что общими усилиями нам удалось обеспечить плавный и безболезненный для населения и для органов местной власти переход — трансформацию муниципальной власти, что позволило консолидировать административные и представительские ресурсы в одноуровневой системе местного самоуправления».
По мнению Александра Клиновского, главным достижением стал тот факт, что переход к одноуровневой организации местного самоуправления не повлек за собой социальных последствий и не привел к ликвидации социальных учреждений.
При образовании городских или муниципальных округов для жителей сельских населенных пунктов сохранены все льготные и компенсационные выплаты.
Доступность муниципальных услуг для граждан не пострадала, а в перспективе должна улучшиться.
Важнейший аспект качества управления МО – обеспечение регулярной транспортной связи с центром округа, а также введение в практику работы учета мнения населения через опросы или сходы. В целом отмечалось, что в части исполнения своих полномочий вновь образованная местная власть становится гибче и эффективнее.
Задачи и функции созданных на месте бывших сельских поселений управленческих структур успешно адаптированы под запросы и нужды населения. Анализ опыта других субъектов РФ, где завершен переход на одноуровневую систему МСУ, свидетельствует о трех направлениях её дальнейшего развития.
Это расширение полномочий территориальных управлений, созданных на месте упраздняемых администраций поселений; увеличение числа муниципальных депутатов в представительных органах округов, чтобы, представляя свои бывшие поселения, они могли охватить своим вниманием более широкие слои населения; дальнейшее укрепление института сельских старост с четким определением их статуса и полномочий.
«Уверен, что необходимо шире информировать население области о деятельности старост, повысить общественную значимость данного института.
Например, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о проведении регионального конкурса старост», — считает Александр Клиновский.
Зампред областного парламента также еще раз остановился на проблеме, с которой столкнулись муниципалитеты по итогам процесса преобразования — наличие на территории одного муниципального округа нескольких населенных пунктов с одним и тем же наименованием.
Бывает, что на территории вновь созданного муниципального округа имеется по 3-4 населенных пункта с одинаковыми названиями.
Вопрос переименования населенных пунктов, имеющих одинаковые наименования, Законодательным Собранием поднимается в постоянном режиме, начиная с 2017 года. В 2023 году в процесс переименования активно включилось и Управление Росреестра по Тверской области.
Александр Клиновский обратил внимание представителей муниципалитетов на то, что процедура переименования длительная и занимает большой временной отрезок в связи с прохождением документов и принятием правовых актов.
Поэтому здесь большую роль играет инициативная позиция самих муниципальных образований. «Нет сомнений, что процесс переформатирования системы местного самоуправления будет продолжаться. Законодательное Собрание Тверской области готово рассматривать предложения и аргументы органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области», — резюмировал Александр Клиновский.
Главным политическим событием в 2024 году станут выборы президента Российской Федерации.
Об их особенностях участникам заседания рассказал заместитель председателя Избирательной комиссии Тверской области Максим Туманов. Также был рассмотрен вопрос о реализации в Тверской области практик инициативного бюджетирования в рамках программ поддержки местных инициатив и программы поддержки школьных инициатив «Школьный бюджет».
С докладом по теме выступила заместитель министра финансов региона Ольга Нуртдинова. О мерах по улучшению демографической ситуации в Тверской области рассказал заместитель министра семейной и демографической политики Тверской области Михаил Рапохин.
По вопросу, касающемуся реализации в Тверской области полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, проинформировал министр имущественных и земельных отношений региона Антон Сорокин.
Руководители представительных органов муниципальных образований едины в своих оценках: и предложенная к обсуждению тематика, и формат подачи информации, и возможность задать вопросы и получить квалифицированные ответы от руководства региональных министерств и областного парламента – все это направлено на оказание поддержки и помощи муниципальным округам.
«С интересом выслушал информацию по предложенным темам, в частности, по реализации программ поддержки местных инициатив в муниципалитетах, по новациям в ППМИ.
Думаю, что эта информация будет полезной и для меня, как руководителя Думы, и для округа.
Наша задача, как муниципальной власти – добиться широкого участия округа в областных программах и успешно реализовать их. Будем работать над этим», — поделился впечатлениями председатель Думы Кувшиновского муниципального округа Виктор Ряполов.
«Калининский муниципальный округ образован одним из последних, поэтому мне было особенно интересно участвовать в сегодняшнем заседании, представляя именно муниципальный округ, а не район.
Нам есть чему поучиться у коллег с точки зрения формирования организационной структуры, формирования органов управления. Важно было услышать рекомендации от региональных парламентариев, от коллег из других округов.
Не менее важно было увидеть, что наши областные коллеги заинтересованы в решении проблем вновь образованных муниципальных образований, в том числе, с точки зрения сохранения муниципального контроля.
Отмечу, что те задачи, которые поставил перед нашим округом губернатор, нам понятны. Теперь нужно общими усилиями добиться их успешного решения», — отметил председатель Думы Калининского муниципального округа Георгий Четверкин.
Подводя итоги, председатель областного парламента Сергей Голубев подчеркнул, что темы, которые были рассмотрены в рамках заседания, требуют всестороннего и глубокого анализа. Поэтому к таким вопросам, как демографическая ситуация в регионе, вызвавшем оживленную дискуссию, нужно будет обязательно вернуться, сосредоточившись на более углубленном обсуждении проблематики.